
Содержание
У людей, которые никогда в жизни не интересовались различными культурами вероисповедания, хоть раз в жизни возникает вопрос: «Что такое Джихад в Исламе?» В переводе с арабского языка, это слово имеет значение усердия.
За последнее время среди людей, не исповедующих Ислам, сложилось представление что Джихад, это война за веру. Многие трактуют это понятие как «священная война». Политологи и ученые считают, что такое значение не совсем уместно. Связано это, прежде всего, с тем, что понятие «Джихад» имеет более широкое значение и не имеет никакого отношения к кровопролитию.
Джихадом в исламе принято считать любое противоборство по отношению к неравноправию, несправедливости, нарушению порядков и общественных норм. Более того, этот термин на арабском языке означает усердие, то есть любое усилие в своем деле.
Если следовать Корану, то любой верующий мусульманин должен защищать свою религию. Для борьбы с теми, кто посягает на святое, он должен применять любые возможные средства, в том числе и материальные. Он не должен жалеть ни сил, ни энергии для противоборства с теми, кто оскверняет веру.
В мире распространено мнение известного историка Д. Пайпса. Он выделяет следующие цели джихада:
Существуют различные взгляды мыслителей и политологов на то, что же такое джихад. На сегодняшний день выделяются следующие точки зрения:
Многие люди, которые относятся к приверженцам ислама, считают, что термин «джихад» нужно делить на два понятия и четко их разграничивать. Так, например, они разграничивают понятия следующим образом:
Точнее сказать, джихад нельзя воспринимать как что-то агрессивное в современном обществе, это еще и усердная борьба с тем, что отвергает ценности ислама. Из Корана следует, что верующий в Ислам человек – это, прежде всего, тот, кто уверовал в Аллаха, и чтит все ценности своей веры.
Основываясь на словах пророка Мухаммеда можно сделать вывод, что большой джихад превозносится над малым. В первую очередь, это следует из его фразы: «Мы вернулись с малого джихада, чтобы приступить к джихаду великому». То есть, духовное противоборство возвышается над вооруженной маленькой борьбой.
На основе этого выделяют виды джихада. Каждый из них является основной для различных доктрин.
Первые проявления джихада появились еще в 1832 году, когда началась первая англо-афганская война. Последующие проявления джихада можно усмотреть в военных действиях против Британии, СССР и НАТО. Основная цель джихада тех лет являлась борьба против попыток оккупации территорий Афганистана.
Первые джихады в Российской империи появились еще в 1784 году. Тогда, под предводительством шейха Мансур, была объявлена война мусульманским народом России. Через семь лет предводитель джихада был пленен. Попытки противоборства мусульманского народа не прекращались и в 1829 году. Гази-Мухаммад активно призывал народ, исповедующий ислам, к борьбе с русским населением. В скором времени предводитель восстания погиб. Отголоски джихада отразились в Кавказкой войне (1834-1859 г.г.)
Во времена Великой Отечественной войны, Духовное управления мусульман СССР объявило джихад Гитлеру и его войску. Целью джихада было противоборство против нацистских захватчиков. Основным призывом было уничтожение врага, который посягнул на их территорию, так как любовь к своей Родине – это неотъемлемая часть веры. Призыв этот был сделан муфтием на съезде мусульман в середине Великой Отечественной войны.