
Содержание
Во время изучения грамматики русского языка, мы сталкивается с таким понятием, как синтаксис. Оно обозначает способы, которые позволяют сочетать слова в одном предложении. Следовательно, разбор предложения относительно его составляющих, имеет название синтаксический. Уже в третьем классе общеобразовательной школы, детей учат синтаксическому разбору сначала простых предложений, а со сложными им придется столкнуться немного позже. Так что такое синтаксический разбор предложения русского языка?
Школьный курс русского языка научил нас разбирать предложения на отдельные составляющие для анализа и определения строения предложения. Детям, это поможет правильно расставить необходимые в предложении по правилам, знаки препинания.
Существуют различные порядки разбора. Иногда, разбор сложного предложения производится, как характеристика отдельной единицы. В других случаях, сложное предложение разбирается на составляющие. От того, какое предложение необходимо разобрать, используется та или иная схема. Но есть и общий порядок, которым принято пользоваться.
При необходимости сделать разбор предложения, являющегося сложным, принято использовать такую схему:
Используя данную инструкцию, можно произвести синтаксический разбор абсолютно любого, предложенного вам предложения.
Отличительной особенностью таких предложений является отсутствие союзов между отдельными их частями. Они заменяются знаками препинания.
Пример: «Светало, на улице появились прохожие». – В данном случае первая часть «светало», а вторая «на улице появились прохожие». Между ними нет союзов, но есть запятая.
Пример: «Я выглянул в окно и увидел: светит яркое солнце». – Мы видим, что первая часть – «я выглянул в окно и увидел». Вторая – «светит яркое солнце». Обе части разделены двоеточием, без применения союза.
В качестве примера разберем такое предложение: «Учительница не задала задания на дом, мы были на экскурсии в музее».
Данное предложение является повествовательным и невосклицательным по интонации. Исходя из того, что в нем объединены два простых предложения, то оно является сложным. Сочетания «учительница не задала» и «мы были», являются грамматическими основами. Между ними отсутствует союз, значит оно бессоюзное и объединено запятой.
Первая часть – простое предложение, имеющее два главных члена, является односоставным. Оно ничем не осложнено, распространенное.
Вторая часть – простое предложение, имеющее два главных члена, является односоставным. Оно ничем не осложнено, распространенное.
Чтобы проверить, являются ли простые части, входящие в состав сложносочиненного предложения равнозначными, а так же независимыми друг от друга, достаточно просто поменять их местами. В любом случае, они будут разнозначными и независимыми.
Пример: «Светало и на улице появились прохожие». – В данном случае, обе части разделяет союз «и».
Пример: «Солнце село за горизонт, и пастухи тоже вернулись домой». – В данном случае, две части «солнце село за горизонт» и «пастухи тоже вернулись домой» простые и разделены союзом «тоже». При смене двух частей местами, смысл предложения останется тем же.
В качестве примера, разберем такое предложение: «Иван не любил ходить в школу, но рисованием он увлекался».
Данное предложение является повествовательным и невосклицательным. Так, как в нем объединены две грамматические, равные между собой основы «Иван не любил ходить» и «он увлекался», то предложение можно назвать сложным. Оно – союзное, так как два простых предложение объединяет союз «но».
Первая часть – простое, полное предложение. Оно является односоставным и имеет, как подлежащее, так и сказуемое. Предложение распространенное и не осложненное другими оборотами речи.
Вторая часть – так же простое, полное предложение. Оно является односоставным и имеет, как подлежащее, так и сказуемое. Предложение распространенное и не осложненное другими оборотами речи.
Согласно правилу, сложноподчиненным принято называть предложение, где одна из частей имеет некоторую зависимость от другой. В качестве связующего звена используются различные союзы: «что», «какой», «потому что» или «когда» и т.д.. Предложения состоят из нескольких составных: одна из которых главная, а вторая – зависимая, которую принято называть придаточной, к которой можно поставить определенный вопрос.
Пример: «Дмитрий подошел к окну и увидел, что снегопад закончился». Здесь 2 грамматические основы «Дмитрий подошел … и увидел» и «снегопад закончился». К зависимой можно поставить вопрос: «Дмитрий… увидел» – что? – «что снегопад закончился».
В качестве примера разберем предложение: «Ира очень ждала каникулы, потому что родители отвезут ее к бабушке в деревню».
Предложение является повествовательным и невосклицательным по интонации. Сложное, так как имеет две грамматические основы «Ира ждала» и «родители отвезут». Главное предложение здесь: «Ира очень ждала каникулы», а придаточное «потому что родители отвезут ее к бабушке в деревню». Так как обе части объединены связкой «потому что», следовательно, предложение является союзным.
Первая часть является главным, простым предложением. Оно полное, составляющее из подлежащего, сказуемого. Есть второстепенные члены и нет осложняющих элементов.
Вторая часть является придаточным простым предложением. Оно является полным, односоставным, с подлежащим и сказуемым, распространенное и не осложненное.