
Целесообразность школьной формы ныне – дискуссионная тема. Многие учителя и родители горячо поддерживают эту идею. Почти столько же выступают категорически против. Хотя уже появились швейные фирмы и магазины, специализирующиеся на производстве формы, чаще школы вводят лишь некий ограничивающий дресс-код, вроде «белый верх – черный низ», и пытаются бороться со слишком откровенной или спортивной одеждой.
Но так было не всегда. У школьной формы в России довольно богатая и достаточно славная история.
Впервые школьников одели по единому образцу в 1834 году. Император Николай I был поклонником всего военного, и ввел похожую на мундиры одежду для студентов и гимназистов. Сама идея была позаимствована из Англии, где ученики носили форму еще с конца средневековья (и продолжают носить сейчас, причем регламентирован даже вид обуви и носков).
Требования к ношению формы в XIX веке были очень строги, учащиеся обязаны были ходить в ней все время, даже вне учебного заведения. Форма имела отличительные детали, которые показывали, в каком именно заведении обучается ученик. Естественно, николаевские формы предназначались только для мальчиков, поскольку женских учебных заведений в стране не было.
Уже в конце XIX века появились женские гимназии, а в 1896 году открылся Смольный институт для обучения барышень из знатных семей. Тогда появилась и школьная форма для девочек. Это были хорошо знакомые строгие глухие платья с передником и белыми воротничками и манжетами. В Смольном они различались по цвету для разных возрастных групп.
Примечательно, что форму в веке носили с гордостью, поскольку учиться в гимназии или университете было очень престижно, форма указывала на высокий статус и хорошие перспективы своего обладателя.
После революции обязательную форму отменили в качестве «буржуазного пережитка». Но истинная причина была в недостатке средств: родители не могли позволить себе купить детям специальную одежду для школы.
Лишь в 1949 году форма в советских школах вновь стала обязательной (и по фасону здорово походила на дореволюционную). На этот раз в ход шла идея равенства: все ученики выглядели одинаково. Дополнением к форме служила различная атрибутика: октябрятские звездочки, пионерские галстуки, комсомольские значки. В разных республиках СССР форма могла немного отличаться. Отменили ее обязательное ношение в 1992 году.
В Англии, как уже упоминалось, существуют суровые требования к школьной одежде. А вот в Америке в государственных заведениях – полный демократизм, ученики ходят в чем попало. Но элитные школы и колледжи обычно требуют форму. Правда, у каждого заведения она своя, единого образца нет.
В Японии дисциплина имеет огромное значение, и дети здесь носят форму. Причем она – шедевр высоких технологий, в нее вмонтированы передатчики, позволяющие родителям контролировать место нахождения детей, а детям – послать, в случае необходимости, сигнал тревоги.
А в Центральноафриканской республике в 1966 году требования к ношению формы привели к революции. Диктатор Ж.Б.Бокасса объявил себя императором и приказал, чтобы все школьники носили форму, которую шили на принадлежащей ему фабрике. Результатом стало восстание и восстановление республики.