
Содержание
Режиссеры и сценаристы, решившиеся на экранизацию сюжетов из Библии – редкие смельчаки. Риск нарваться на возмущения религиозных фанатиков или подвергнуться анафеме, похоже, их не страшит. Мы решили поговорить о фильмах, чье появление на большом экране вызвало бурю эмоций со стороны церкви.
Фильм, ставший классикой, претерпел множество невзгод, что поневоле станешь задумываться, а не Божья ли это кара. Началось все с того, что Ватикан узрел в драме ересь, ведь лента изображает Жанну не святой, а обычной девушкой. Как задумывалась лента, увидели только самые первые зрители, затем цензура обрезала изначальный вариант, который к тому же вскоре сгорел при пожаре. Режиссер задумал создать новую версию, собрав ее из неудавшихся сцен, но не прошло и года, как и она сгорела в огне. Великобритания отказалась от фильма, объясняя это тем, что армия англичан там выглядит неприглядно.
Сатирическая картина Федерико Феллини имеет массу трактований, но все они приближены к религии. Католики восприняли фильм, как личное оскорбление, за что и осудили Феллини. Это привело к тому, что испанцы не могли посмотреть «Сладкую жизнь» целых пятнадцать лет. Италия тоже пыталась запретить показ, но запрет существовал только полгода, после чего картина стала самой кассовой в истории карьеры режиссера.
Лучший фильм Луиса Бунюэля пережил чуть ли не средневековый гнев инквизиторов. Ватикан увидел в фильме инцест, насилие над женщиной, богохульство, самоубийство – все это вызвало шквал эмоций. Поэтому ленту запретили в Испании, хотя фильм получил «Золотую пальмовую ветвь». “Виридиана” находилась под запретом четырнадцать лет.
В основе фильма лежит реальная история, когда в одном из монастырей произошел случай массовой одержимости монашек. Несмотря на это, Церковь назвала киноленту, в которой показана сцена одержимости и жертвоприношения, кощунственной, не угодной Богу, и тут же запретила ее показ. А режиссера Кавалеровича даже преследовали особо религиозные граждане. Зато в Каннах картина произвела хорошее впечатление и заслужила отдельный приз жюри.
Было бы удивительно, если церковь не возмутилась этой картиной, ведь в ней Зло побеждает Добро! Хотя даже не дойдя до проката, фильм вызывал бурю эмоций, сами съемки уже назывались порочащими Бога. Религиозное сообщество даже пустило слушок, что режиссер Полански совещается с главой Церкви Сатаны, а костюмы сатанистов достались съемочной группе от настоящих поклонников Дьявола. Естественно, Ватикан запретил этот фильм, но небесное наказание пришло к Полански другим путем – на следующий год после выхода картины членами секты была убита его супруга.
Еще одно произведение, посвященное событиям, имевшим место в Луденском монастыре. Как и его предшественник от Кавалеровича, фильм вызвал волну возмущения у католиков. В этой киноленте продемонстрировали не только пытки, резню и казни, акцент был на том, что стало с одержимыми монашками. Нагота сестер Христовых, богохульства, издевательства над служителями церкви – все это просто не могло получить одобрение Ватикана.
Лента Уильяма Фридкина получилась не просто ужасающей, но и пугающе правдоподобной. Все было снято настолько натурально, что многие зрители поверили в то, что режиссер как минимум присутствовал на обрядах экзорцизма. И не зря, ведь режиссер изрядно потрудился, даже добился консультации у высокопоставленного духовного лица, задействовал в картине лучших представителей актерской братии, да и снимал, как хотел. Результат шокировал всех, особенно церковь: сцены богохульств над крестом, нагое женское тело, да еще и неоднозначный финал, не изображающий победу Добра над Злом.
Рок-опера прошла огонь и воду до появления на большом экране. И действительно, как может не шокировать распевающий и пританцовывающий Иисус? Даже первая постановка вызвала волну угроз и негодований от верующих, а после выхода киноленты пороги кинотеатров стали местом демонстраций.
Нет такой темы, над которой не смогли бы посмеяться комики труппы «Монти Пайтон». Даже экстра религиозная картина «Жизнь Брайана» выставила посмешищем всех, кто под руку попался: феминисток, политиканов, националистов, террористов, ну и Церковь, конечно. Сам сюжет неоднозначен, главного героя ошибочно приняли за Сына Божьего со всеми вытекающими последствиями. Несмотря на недовольство церковной братии, англичане с восторгом восприняли киноленту, которая тут же стала культовой.