Что такое Джихад в исламе, как его объясняют?

Содержание

  1. Понятие «Джихад»
  2. Основная цель джихада
  3. Различные точки зрения историков на понятие «джихад»
  4. Использование термина
  5. Виды джихада
  6. Проявления джихада в истории

У людей, которые никогда в жизни не интересовались различными культурами вероисповедания, хоть раз в жизни возникает вопрос: «Что такое Джихад в Исламе?» В переводе с арабского языка, это слово имеет значение усердия.

Что такое Джихад в исламе

За последнее время среди людей, не исповедующих Ислам, сложилось представление что Джихад, это война за веру. Многие трактуют это понятие как «священная война». Политологи и ученые считают, что такое значение не совсем уместно. Связано это, прежде всего, с тем, что понятие «Джихад» имеет более широкое значение и не имеет никакого отношения к кровопролитию.

Понятие «Джихад»

Джихадом в исламе принято считать любое противоборство по отношению к неравноправию, несправедливости, нарушению порядков и общественных норм. Более того, этот термин на арабском языке означает усердие, то есть любое усилие в своем деле.

Если следовать Корану, то любой верующий мусульманин должен защищать свою религию. Для борьбы с теми, кто посягает на святое, он должен применять любые возможные средства, в том числе и материальные. Он не должен жалеть ни сил, ни энергии для противоборства с теми, кто оскверняет веру.

Основная цель джихада

В мире распространено мнение известного историка Д. Пайпса. Он выделяет следующие цели джихада:

  • Завоевание территорий и подчинение их джихаду.
  • Увеличение господства людей, проповедующих ислам.
  • Распространение мусульманства во всем мире.

Различные точки зрения историков на понятие «джихад»

Основная цель джихада

Существуют различные взгляды мыслителей и политологов на то, что же такое джихад. На сегодняшний день выделяются следующие точки зрения:

  • Идеолог Кутб уверен, что джихад это не что иное, как противоборства с теми, кто против ислама.
  • Известный русский политолог Хохлов относит джихад к глобальной проблеме экстремизма. Он уверен в том, что если когда-то давно любая борьба была основана на свержении правящего режима в стране, государстве, регионе, то теперь это явная война джихада с США и странами ЕС.
  • Доктор Боаз Гонар относится к числу тех, кто считает, что глобальный джихад – это, прежде всего организация, чья деятельность направлена на порабощение мира и навязывания ценностей, которые ею исповедуются. Кроме всего, прочего джихад не принимает возражения и рассматривает чужие интересы.

Использование термина

Многие люди, которые относятся к приверженцам ислама, считают, что термин «джихад» нужно делить на два понятия и четко их разграничивать. Так, например, они разграничивают понятия следующим образом:

  • Большой джихад – это борьба за духовную составляющую человечества.
  • Малый джихад – это война с применением оружия.

Точнее сказать, джихад нельзя воспринимать как что-то агрессивное в современном обществе, это еще и усердная борьба с тем, что отвергает ценности ислама. Из Корана следует, что верующий в Ислам человек – это, прежде всего, тот, кто уверовал в Аллаха, и чтит все ценности своей веры.

Виды джихада

Основываясь на словах пророка Мухаммеда можно сделать вывод, что большой джихад превозносится над малым. В первую очередь, это следует из его фразы: «Мы вернулись с малого джихада, чтобы приступить к джихаду великому». То есть, духовное противоборство возвышается над вооруженной маленькой борьбой.

Виды джихада

На основе этого выделяют виды джихада. Каждый из них является основной для различных доктрин.

  • «Джихад руки» или еще называют «военный». Это сопротивление на поле боя или иными словами, любой верующий в ислам человек, должен защищать свой дом и свою веру от агрессии. Те, кто участвует в военных действиях, называются «муджахидами». Те, кто погиб на поле боя относятся к шахидам. Ну а все участники войны называются Гази. Что самое интересное, участники и погибшие на войне, те, кто защищал ислам, должны после смерти непременно оказаться в раю. Связано это с тем, что именно эти воины имеют наивысшую ценность для Аллаха.
  • «Джихад сердца» или война со своими пороками. Это тяжелая война мусульманина с самим собой. Она основывается на том, чтобы человек вел бой со своими пристрастиями и желаниями. Становился духовно чище. Если мусульманин не может побороть свои пороки, то он не сможет защищать ценности своей веры.
  • «Джихад меча» или военный джихад. Этот вид джихада возникает только тогда, когда мусульманина притесняют и причиной тому является вера. Любой запрет доносить свою религию до остальных людей является не правильным. На этой почве возникает джихад меча.
  • «Джихад языка» основывается на том, чтобы не отвергать то, что является приемлемым для ислама и отвергать то, что противоречит вере.
  • «Джихад познания». Каждый мусульманин должен заниматься познанием. К таковому относится изучение наук, культур, развитие интеллекта и эрудиции.
  • «Джихад на основе материальных благ». К данному виду джихада можно отнести любые действия, которые нацелены на решение проблем с помощью денег.

Проявления джихада в истории

Первые проявления джихада появились еще в 1832 году, когда началась первая англо-афганская война. Последующие проявления джихада можно усмотреть в военных действиях против Британии, СССР и НАТО. Основная цель джихада тех лет являлась борьба против попыток оккупации территорий Афганистана.

Проявления джихада в истории

Первые джихады в Российской империи появились еще в 1784 году. Тогда, под предводительством шейха Мансур, была объявлена война мусульманским народом России. Через семь лет предводитель джихада был пленен. Попытки противоборства мусульманского народа не прекращались и в 1829 году. Гази-Мухаммад активно призывал  народ, исповедующий ислам, к борьбе с русским населением. В скором времени предводитель восстания погиб. Отголоски джихада отразились в Кавказкой войне (1834-1859 г.г.)

Во времена Великой Отечественной войны, Духовное управления мусульман СССР объявило джихад Гитлеру и его войску. Целью джихада было противоборство против нацистских захватчиков. Основным призывом было уничтожение врага, который посягнул на их территорию, так как любовь к своей Родине – это неотъемлемая часть веры. Призыв этот был сделан муфтием на съезде мусульман в середине Великой Отечественной войны.

Добавить комментарий