Самый быстрый самолет в мире

Содержание

  1. Небесный гром
  2. История создания
  3. В небесах
  4. На задании

Впервые в небо самолет SR-71 или «Черный дрозд» поднялся в конце 1964 года. Задумывавшийся как истребитель, самолет стал неуловимым разведчиком.

Небесный гром

Итак, на дворе 60-е годы 20-го века. В администрацию города идут рассерженные жители американского мегаполиса. Их покой нарушает грохот в чистом безоблачном небе. Он резко возникает и также стремительно затихает.

Лишь когда поток жалоб достиг пиковой точки, и казалось, что вот-вот начнутся волнения, ВВС Америки сделали официальное заявление, в котором сообщили — причиной странного грохота являются полеты Lockheed SR-71, сверхзвукового стратегического разведчика.

СР-71

После заявления, самые активные из американских граждан обратились с исковыми заявлениями в суд. В своих обращениях люди требовали компенсации за ущерб, нанесенный полетами самого быстрого самолета в мире.

По итогам судебных заседаний, у военных не оказалось выбора — они выплатили тридцать пять тысяч долларов.

История создания

До появления «Черного дрозда», самым быстрым самолетом в мире был А-12. Он развивал скорость свыше 3 тыс. км/час и поднимался ввысь на 28,5 км. Этот самолет должен был стать разведчиком над территориями СССР и Кубы — планы рухнули вместе со сбитым советской зениткой шпионским самолетом. Управление предпочло не раскидываться столь дорогой техникой и разведывать территорию Союза и Кубы отправило спутники, а самолеты полетели разведывать в Азию.

Келли

Кларенс «Келли» Джонсон, главный конструктор А-12, такой расклад не одобрил и стал уговаривать воздушные силы США на создание самолета, которому суждено было стать недосягаемым и воплотить в себе разведывательные функции и умение справляться с задачами бомбардировщика.

Прежде чем ВВС смогло оценить преимущества нового самолета, прошло четыре года. Впрочем, Джонсон не терял времени и к тому времени, как ему дали добро, он работал над проектом уже более года. Когда уменьшенные копии были готовы, конструктор понес макеты на суд командования.

Валькирия

Генерал Ли Мей, увидев образцы, пришел в крайнее негодование. Генерал решил, что RS-12 в точности копирует бомбардировщик XB-70. Да, у них были общие черты, такие как:

  • максимальная скорость обоих превышала скорость звука в три раза
  • обе модели могли дозаправиться в воздухе
  • оба они планировались как разведчики-бомбардировщики

На этом их сходство заканчивалось. Длина «Черного дрозда» — 32,74 метра, «Валькирии» — 56,6 м; размах крыльев 16,94 против 32 м соответственно. Кроме того, скорость RS-12 на 100 км/час была выше, чем у XB-70. В общем, скандал был такой силы, что без вмешательства Роберта Макнамары, занимавшего в те годы пост министра обороны, не обошлось.

Не видать бы миру «Черного дрозда», если бы не упорство Джонсона, продолжившего работу над проектом не смотря ни на что.

Интересный факт: свое название RS-12 сменил на SR -71 случайно – тогдашний президент США оговорился и вместо RS, сказал SR. Так и осталось, а цифра 71 означала следующую модель после «Валькирии», имевшей в имени цифру 70.

В небесах

Скорость, с которой SR -71 рассекал воздушные просторы, способствовала тому, что легкая и стабильная титановая обшивка при трении о воздух нагревалась свыше трехсот градусов. Джонсону с этой проблемой разобраться помогла темно-синяя краска на ферритовой основе, она не только рассеивала тепло, которое поступало на поверхность, но еще и уменьшала шанс того, что самолет будет видно в темноте ночного неба. Вообще, для малозаметности самолета были использованы плоский фюзеляж и наклонные кили. В топливную смесь добавляли цезий — этим удалось добиться того, что температура выхлопных газов существенно упала.

скафандр

Чтобы пилоты на высоте сохраняли возможность нормально дышать, были разработаны специальные скафандры. Они сконструированы таким образом, что грудь и тело сдавливаются равномерно, и пилот имеет возможность дышать при низком давлении атмосфер.

В 1966 году впервые разбился самый быстрый самолет в мире. Разведчик, летевший на высоте более 24 тыс. м, не справился с управлением – отказала система воздухозаборника. Пилот и напарник сумели катапультироваться, но в живых остался только пилот.

Позднее было еще несколько катастроф, связанных с самолетом. Неудачи были вызваны: отказом электрогенератора, возгоранием двигателя и топливного бака. Как показало время, каждый третий такой самолет выходил из строя либо по причине несчастного случая, либо из-за технической неполадки. Ремонт каждой единицы такой техники выливался ВВС США в кругленькую сумму. Известно, что содержание одной эскадрильи «Черных дроздов» приравнивалось к двадцати восьми миллионам долларов.

Было много потерь, но во время испытаний удалось выявить и решить все основные недоработки. Для SR-71 начиналась военная служба.

На задании

Черный дрозд

Любой вылет происходит по шаблону. На взлетно-посадочной полосе, длиной в 1 км 300 метров на скорости в 400 км/час, самый быстрый самолет в мире отрывается от земли. Менее трех минут от взлета, на высоте 7,5 км самолет летит уже со скоростью 680 км/час. Когда скорость SR-71 увеличится до 0,9 Маха, подлетает воздушный дозаправщик. Как только баки самолета наполняются, летчик переходит в режим автопилотирования. Благодаря автопилоту удается набрать и удерживать постоянную скорость 890 км/час. Когда самолеты окажутся на высоте 24 км и наберут скорость в 3 Maxa, пилоты возьмут управление самолетом в свои руки.

За два года до наступления второго тысячелетия SR-71 списали. Всего, за 32 года службы, было создано 32 самолета, 12 из которых вышли из строя. В общей сложности самолеты налетали 80 тысяч часов. «Черные дрозды» широко использовались, когда необходимо было сделать фотоснимки или получить радарную аэросъемку. Сколько «Черный дрозд» налетал часов и сколько информации собрал над территорией Союза не знает никто, кроме сотрудников ЦРУ, естественно.

Добавить комментарий