Самая высокая вершина Земли

1. Где начало?
  2. Лидерство принадлежит Эвересту?
  3. Примечательные особенности Джомолунгмы
  4. Мауна-Кеа бьет рекорды
  5. Превосходный дом для обсерваторий
  6. Возвращение утраченных позиций Чимборасо
  7. Интересное о Чимборасо

Стремительное развитие науки привело к появлению множества спорных вопросов, ответы на которые раньше казались очевидными. Это касается и определения, какая самая высокая вершина Земли. Почему же ученым не удается прийти к единому мнению? Проблема кроется в особенностях расчетов.

Самая высокая вершина Земли

Где начало?

Раньше не приходилось долго раздумывать над вопросом, какая из вершин Земли является самой высокой. При измерениях специалисты брали в расчет только высоту гор над уровнем моря. Прогрессивные достижения науки позволили ученым проводить новые расчеты, что привело к появлению других самых высоких вершин. На сегодняшний день существует три методики, определяющие наивысшие точки планеты:

• в расчет берут высоту гор над уровнем моря;
  • учитывают всю высоту вершины, начиная от подножья и заканчивая пиком;
  • определяют высоту от центра Земли до верхней точки вершины.
mauna-kea-1

Лидерство принадлежит Эвересту?

Практически каждому человеку известно, что самой высокой на планете является гора Джомолунгма. Действительно, эта вершина имеет наибольшую высоту над уровнем океана. Установить это удалось индийскому математику Радханату Сикдару еще в 1852 году. Первые измерения, проводимые в 1856 году, позволили определить высоту горы, которая составляла 8839 метров.

Эверест

Измерения Джомолунгмы проводились множество раз. Наиболее точные расчеты удалось сделать в 2010 году китайским геодезистам. На основе полученных ими данных официальная высота горы составляла 8848 метров. В 2015 году высота Джомолунгмы уменьшилась приблизительно на 2, 54 см. Причиной этого было Непальское землетрясение.

Примечательные особенности Джомолунгмы

Эверест является частью Гималайских гор. Он сформировался около 60 млн. лет назад в следствии столкновения Индийской и Азиатской тектонических плит. Открыл наивысшую гору планету в 1841 году индиец Джордж Эверест, фамилия которого стала официальным названием этой вершины.

Гора расположена на территориях Непала и Китая. Она имеет форму пирамиды с очень крутыми склонами. На вершине Эвереста часто дуют сильные ветра, скорость которых достигает 200 км/ч. Дневная температура воздуха может достигать -35°C. Ночью показатели термометра достигают отметки -60 °C.

Джомолунгма в лунном свете

Несмотря на суровые климатические условия и крайнюю сложность восхождения, Джомолунгма привлекает внимание многих альпинистов. Впервые вершину покорили новозеландец Эдмунд Хиллари и непалец Тенцинг Норгей в 1953 году. Сегодня тысячи альпинистов имеют за плечами опыт восхождения на наивысшую гору планеты.

Мауна-Кеа бьет рекорды

Если брать в расчет высоту всей вершины, а не только ее часть, возвышающуюся над уровнем моря, то высочайшей горой Земли будет Мауна-Кеа. Высота этого щитового вулкана – 10203 метра. Значительная часть вершины высотой 5998 м. находится под водной толщей Тихого океана, Возвышенность горы над водой составляет всего 4205 м.

Мауна-Кеа

Возраст вулкана – около 1 миллиона лет. Мауна-Кеа возник в результате активности горячей точки. Последнее извержение происходило больше 4500 лет назад. Сегодня это недействующий вулкан. Вершина Мауна-Кей, находящаяся под слоем снега, привлекает любителей лыжного спорта и сноуборда. Пологие склоны горы часто покоряют пешие туристы, осматривая местные достопримечательности.

Превосходный дом для обсерваторий

Мауна-Кеа расположена около экватора, что сделало ее идеальным местом для проведения астрономических наблюдений. Благодаря низкой влажности и ясному небу на вершине горы отличные условия для проведения исследований космоса. Тут установлено более 10 телескопов и оборудована крупнейшая в мире астрономическая обсерватория. Самый огромный в мире телескоп также установлен на вершине вулкана.

обсерватории на Мауна-Кеа

Центр Мауна-Кей оборудован веб-камерами. Это позволяет зрителям в режиме онлайн наблюдать, как работают крупнейшие обсерватории мира.

Возвращение утраченных позиций Чимборасо

В феврале 2016 года французскими учеными, поднявшимися на гору Чимборасо, было доказано, что пик вершины больше всего удален от центра Земли. Для проведения исследований специалистами были задействованы навигационные спутниковые системы. По результатам проведенных расчетов, недействующий вулкан Чимборасо является самой высокой вершиной планеты, если ориентироваться на удаленность от центра планеты.

вулкан Чимборасо

Стоит отметить, что до 1841 года Чимборасо считалась высочайшей горой Земли. Но после открытия Эвереста вулкан утратил лидерство, которое теперь ему возвращено.  Если брать в расчет высоту горы от центральной точки планеты, то Эвересту не удалось занять место даже в первой двадцатке самых высоких вершин.

Интересное о Чимборасо

Недействующий вулкан Чимборасо является частью эквадорских Анд. Последнее его извержение датируется 500 годами нашей эры.  Ледники горы являются источником пресной воды для близлежащих районов. Из-за глобального потепления и продолжения вулканической активности слой льда постоянно уменьшается.

привал альпинистов покоряющих Чимбаросо

Склоны горы не очень крутые, что позволяет взойти на вершину менее чем за 3 дня. Покорять гору рекомендуется в ночное время, поскольку днем под воздействием солнечных лучей снег становится мягким, что грозит сходом лавин и камнепадами.