Самая далекая от Солнца планета

1. Плутон?
  2. Нептун?
  3. Тогда что?

Вопрос, какую же планету Солнечной системы можно безапелляционно и однозначно называть наиболее отдалённой от светила, тревожит голодные до открытий учёные умы почти всё последнее столетие. Единого мнения здесь нет и не будет в обозримом будущем, поскольку ситуация с каждым годом только запутывается из-за новых сенсационных открытий, в прах опровергающих нерушимые, казалось бы, истины. Но обо всём по порядку.

Плутон?

Ещё с первых классов школы (или даже с детсада) каждому любознательному ребёнку известно, что Земля – третья планета от Солнца, а самая отдалённая – Плутон. Это впитывается моментально и воспринимается как неоспоримый факт.

Плутон

На самом деле, с момента открытия карликового Плутона в 1930 г. не утихают научные споры, можно ли вообще относить его к обычным планетам. Против такого утверждения было много аргументов: маленькие размеры Плутона, невозможность полного его изучения ввиду огромного расстояния от Земли, и самое главное – постоянно изменяющаяся орбита, вследствие чего Плутон оказывался то за Нептуном, то перед ним. Этот фактор порождал ворох вопросов о резонности считать Плутон планетой, да ещё и самой отдалённой от Солнца.

Солнечная система

В первые годы нынешнего века произошли открытия сразу нескольких новых объектов в пределах пояса Койпера, куда относится и Плутон. Самым резонансным стало открытие Эриды, превышающей по массе и размеру Плутон. Начались бурные дискуссии о необходимости присвоения Эриде статуса 10-й планеты Солнечной системы, но в итоге, как ни странно, планет вообще стало 8! В 2006 г. было введено новое научное определение обычной планеты, и ни Плутон, ни Эрида под него не подходили. Они были причислены к категории карликовых планет. Тем самым статус Плутона был развенчан.

Карликовые планеты

Нептун?

Значит, Нептун – самая далёкая планета Солнечной системы? По факту выходит так. Обладающий 4-м по величине диаметром среди всех планет, Нептун не вызывает никаких разногласий в контексте неоспоримости своего положения по отношению к остальным телам Вселенной.

Нептун

Но научные исследования не прекращаются никогда — астрономической и космической сфер это касается в первую очередь. За последние несколько лет специалисты получили большую пищу для размышлений и пересмотра традиционных представлений о Солнечной системе.

Тогда что?

Границы самой Солнечной системы, при всей строгости расчётов, всё же весьма условные и нестабильные. В связи с этим нет единого мнения, относить ли к Солнечной системе открываемые за пределами пояса Койпера карликовые планеты.

Пояс Койпера

Так, в ноябре 2012 г. ещё дальше самого далёкого из открытых к тому моменту объектов – карликовой планеты Седна – обнаружили другую карликовую планету, названную 2012VP. Если открытие Седны потрясло учёных, то что говорить о 2012VP! Они в один голос твердят, что нахождение этих тел там, где их обнаружили, не поддаётся логике и демонстрирует, насколько мало космос освоен и насколько зыбкими являются научные факты.

Планета 2012VP

Седна и 2012VP, по мнению специалистов, переместились из другой галактики в результате аномалии непонятного происхождения. Самые смелые предположения говорят о невероятном: эти 2 карликовые планеты, имеющие ни с чем не сравнимые по форме и растянутости орбиты, вместе с, предположительно, ещё 10-ю подобными были выдавлены в зону видимости таинственным телом больших размеров. Возможно, оно больше Земли. Учёные не делают поспешных выводов, но всё больше склоняются к существованию ещё не открытой крупной планеты. Диковинные орбиты Седны и 2012VP – результат её влияния. Считается, что планета находится от Земли на расстоянии, превышающем дистанцию между Солнцем и Нептуном в 8-9 раз, но к её обнаружению наука подобралась почти вплотную.

Седна

Если это произойдёт, то впору будет говорить об эпохальной революции в астрономии. Последствия такого открытия могут быть самыми разными, ясно одно – Солнечная система и многолетнее представление о ней никогда не будут прежними.

Планеты солнечной системы