Самая большая планета Вселенной

1. Великан из созвездия Геркулеса
  2. Водородная планета

Солнечная система, в которой мы живем – всего лишь маленький элемент нашей галактики, а сама галактика – маленький элемент бесконечной Вселенной. Человеком не до конца изучена еще и собственная система, и близлежащие районы космоса. Тем более много «белых пятен» в созвездиях, которые от нас отделяют световые годы. Масштабы Вселенной столь велики, что изучению человеком пока доступны только самые большие планеты.

Великан из созвездия Геркулеса

Но как велики они бывают? Можно ли ответить на вопрос, какая планета самая большая? Ученые из Аризоны (Ловелловская лаборатория) полагают, что да.

TrES–4

В 2006 году в созвездии Геркулеса ими была обнаружена планета, чьи размеры превышают габариты Земли в 20 раз. Планете присвоили наименование TrES–4. Этот раскаленный гигант похож на звезду, но все же является планетой. TrES–4 больше Юпитера (самой большой планеты Солнечной системы) в 1,7 раз. По имеющимся в настоящее время данным это – самая большая планета во Вселенной.

Водородная планета

Несмотря на свои титанические размеры, TrES–4 уступает Юпитеру по массе. Объясняется это тем, что планета состоит из разреженных газов, главным образом из водорода. «Приземлиться» на нее невозможно. Если бы ее достиг космический корабль, он бы в буквальном смысле погрузился внутрь планеты. Плотность ее вещества составляет всего 0,33 г/куб. см. Поэтому при радиусе 1,706 RJ масса планеты составляет всего 0,917 MJ. Ученые вообще удивлены, что при такой низкой плотности планета сохраняет свою форму, не распыляясь в пространстве.

TrES–4

Низкая плотность TrES–4 объясняется близостью к звезде, которая раскаляет вещество планеты. Температура составляющих ее газов достигает 1260 градусов по шкале Цельсия (2300 по шкале Фаренгейта). Близость к звезде (4,5 млн. км) и скорость движения по орбите объясняют также удивительно короткий год TrES–4. Самая большая планета в космосе делает полный оборот вокруг своей звезды всего за 3,5 дня.

TrES–4

Низкая плотность планеты порождает и низкую гравитацию. В результате этого, и вследствие нагрева звездой, планета не может надежно удерживать собственное вещество. Ее постоянно окутывает газо-пылевое облако. TrES–4 расширяется, теряя часть атмосферы. В результате этого у планеты заметен «хвост», вроде тех, какими отличаются кометы.

TrES–4

На момент открытия TrES–4 являлась самой большой экзопланетой, известной человечеству, но все же обнаружили ее совсем недавно. Это доказывает, что глубины космоса скрывают еще немало загадок. Исследователи Вселенной постоянно сталкиваются с новыми проблемами, и далеко не для всех уже удалось найти решение.