Самая маленькая планета

1. Немного истории
  2. Некоторые факты о Меркурии – наименьшей из планет

Широко распространено мнение, сложившееся со школьных времен, что в Солнечной системе планета самая маленькая – это Плутон. Но правильно ли это сегодняшний день?

Немного истории

Плутон

Плутон был открыт в 1930 году. Его удаленность от Земли составляет порядка 5,913 млрд. км, и первоначально по своей массе сравнивался с нашей планетой. Но дальнейшие исследования показали, что его масса примерно равна Луне, или еще меньше. Развитие науки астрономии и средств наблюдения позволили при обследовании дальних уголков нашей системы обнаружить пояс Койпера, который включает в себя множество сравнительно небольших космических тел. Некоторые из них были похожи массой на Плутон. Возник вопрос о классификации этих тел и присвоении им некого статуса. Перед астрономами встал вопрос: «Что называть планетой и можно ли присвоить такой статус вновь открытым телам, по массе схожими с Плутоном?» На заседании МАС в 2006 году ученые обсудили эту тему.

Плутон

Ученые дали четкое определение, что можно называть планетой. Было определено, что Планета – тело, орбита которого располагается вокруг Солнца, круглой формы, то есть имеющая гидростатическое равновесие. Она должна обладать такой массой, которая обеспечивает ей возможность иметь чистую орбиту, свободную от других космических тел.

Плутон

Весь ряд известных планет Солнечной системы от Меркурия до Нептуна отвечает требованиям определения «планета». А вот Плутон, который имеет на своей орбите посторонние космические тела, под определение не подходит. Было дано новое название «карликовая планета», которое получил Плутон и еще ряд объектов. К ним стали относиться Церера, находящаяся в Главном поясе астероидов, Эрида и еще некоторые объекты пояса Койпера, несмотря на то, что Эрида по своей массе больше Плутона. Согласно такому определению, оказалось, что самой маленькой планетой в Солнечной системе на данный момент стал Меркурий.

Некоторые факты о Меркурии – наименьшей из планет

Меркурий

Свое имя планета получила во время расцвета империи Рима в честь бога, покровительствующего торговому ремеслу – Меркурия.

По своему ландшафту, поверхность планеты похожа на Луну. Большую часть ее занимает пустыня, но есть кратеры и возвышенности до 4 км. В атмосфере Меркурия наблюдается присутствие кислорода, углерода, гелия, углекислого газа, неона, аргона, но при этом она сильно разряжена.

Меркурий

Радиус планеты — 2439,7 с погрешностью 1 км, что меньше чем у спутника Сатурна, Титана, но он уменьшается. Данные научных наблюдений показали, что радиус сократился на 1,5 км. Это происходит в связи с тем, что планета остывает. Масса Меркурия 3,3 х 1023 кг.

Меркурий располагается от Солнца на расстоянии 45,9 млн. км. Так как он находится к светилу ближе всех планет, то тепла от Солнца ему достается в 7 раз больше, чем Земле.

Меркурий

Двигаясь по орбите вокруг Солнца, Меркурий одновременно вращается вокруг своей оси, благодаря чему к Солнцу он повернут всегда одной стороной. Это предполагает, что одна сторона планеты погружена в вечный день, а на другой – бесконечная ночь. На дневной половине температура достигает +400 градусов и больше. По предположениям ученых, область полюсов планеты никогда не видит солнечного света. Там температура может быть 200-250 градусов ниже нуля. При таком холоде, возможно, что на полюсах может находится вода в виде льда. Плутон проходит полный оборот вокруг Солнца за 88 дней со скоростью 47,8 км/сек.

Меркурий

Меркурий еще мало исследован учеными. Он трудно различим на небосводе. К поверхности планеты было запущено всего два исследовательских аппарата. Первый полетел к Меркурию в 1973 году и назывался Маринер-10. Этот робот троекратно облетел планету и сделал фотографии, которые легли в основу составленной карты. Она отражает лишь 45% поверхности планеты. Далее спутник отправился дальше по направлению к Венере.

Меркурий

В 2004 г. на исследование Меркурия был отправлен спутник Мессенджер. Он передал на Землю огромное количество изображений, около 75 тыс. штук, что позволило существенно заполнить белые пятна познаний о Меркурии и его поверхности.

Меркурий

Но планета хранит множество неразгаданных тайн. К примеру, составляющая серы в грунте существенно насыщеннее, чем на нашей Земле, хотя, казалось бы, что при таких запредельных температурах вещество должно просто улетучиться. Остается загадкой и плотность консистенции грунтовых составляющих. Грунт в составе Меркурия, под тяжестью своего веса должен спрессовываться и уплотняться. А такой прямой зависимости не прослеживается. Сила притяжения на планете гораздо слабее чем на Земле, примерно в 3 раза. Вопросы еще требует своих ответов. Или, откуда у планеты появилось огромное ядро и магнитное поле. Еще не ясно, магнитное поле присутствует на всей планете, или только в ее отдельных местах. Эти тайны для разгадки требуют дальнейших исследований.